Центробанк это государственный банк или коммерческий

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

— осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

— принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

— принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

— осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

— утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

— утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

— принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

— организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

Читайте также:  Сбербанк страхование жизни отказ от страховки заявление

— для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

— осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

— является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

— осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

— осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

— организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;

— осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Дата последнего обновления: 1 марта 2019 года.

Хочется ещё раз вернуться к этому вопросу. Еще раз пояснить и показать «нюансы» статуса нашего Центрального Банка, о которых я писал в книге «Национализация рубля». Это очень важно. Ведь так называемые ЗВР (золото-валютные резервы России) принадлежат не России, а конкретно Банку России.

Так является ли Банк России (ЦБ России) государственной структурой?

Законы – это формулировки. Суть выражена именно в них. Эмоции законам не присущи. В них все предельно четко написано. Другое дело, что иногда для их чтения и понимания остро необходимо юридическое образование.

Но есть моменты, где этого не требуется, потому, что формулировка закона понятна любому взрослому человеку. Кроме, разумеется, «либеральных экономистов».

Чтобы разобраться, возьмем закон, который напрямую к деятельности ЦБ отношения вроде бы не имеет. Например, Федеральный закон № 152- ФЗ о персональных данных.

Недавно в него были внесены изменения.

Так вот первоначально формулировка части 2 статьи 4 звучала так: «На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных». http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html

Теперь же она звучит так: «На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее – нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=87877

Как мы видим, уточнение в закон ясно говорит нам: есть государственные органы, а есть Банк России.

Банк России действительно не является государственным органом. А значит, просто НЕ МОЖЕТ подчиняться российскому государству.

Мои оппоненты по дискуссии в программе «5-го канала», имея громкие звания и не менее громкие должности, к сожалению, не читают основополагающие законы. И поэтому горячо оппонировали высказанному мной тезису, что ЦБ России не является государственным органом. http://nstarikov.ru/blog/10611

А ведь достаточно просто почитать Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» или просто зайти на сайт нашего «Центрального Банка» (который по факту вовсе и не наш), как можно прочитать главное, суть:

«Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». http://www.cbr.ru/today/status_functions/

Повторим суть, специально для «либеральных экономистов»:

  1. В законе о ЦБ России прямо написано, что он не является органом государственной власти.
  2. Там же указано, что ЦБ России особый публично-правовой институт. Подчеркиваю – особый. Особый НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ институт.
  3. В законе написано, что свои функции Банк России осуществляет независимо от всех видов государственной власти России.

Вывод из всего этого может быть только один – Банк России не подчиняется государству.

Или может быть «либеральные экономисты» прекрасно все это знают? Но по «некоторым причинам», всегда включают дурака, начинают хихикать,» строить рожицы", когда кто-то утверждает, что наш ЦБ негосударственная структура, которая российскому государству не подчиняется.

Но, как сказал, один умный человек, можно обманывать некоторых иногда, но всех и всегда обманывать не получится.

И кажется, это время очень быстро наступает.

Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

Уже больше четверти века Центральный Банк России выполняет важнейшую миссию банка первого уровня. То есть лишь он в нашей стране обладает правом проводить денежную эмиссию. К другим ключевым функциям Центробанка относят также защиту рубля и сохранение его устойчивости как нацвалюты. Банк России, являясь координатором и регулятором большой кредитной системы РФ, выступает органом макрофинансового менеджмента. Центробанк России устанавливает незыблемые правила для кредитных организаций, может давать и отбирать лицензии на официальную банковскую деятельность.

Как появился ЦБ РФ и кто его учредил

Центральный Банк России возник 13 июля 1990 года – это можно назвать следствием модернизации Российского республиканского банка Госбанка СССР. Учреждение сравнительно новой структуры (причём изначально её именовали государственным банком РСФСР) произошло по приказу Верховного Совета РСФСР. И этот госорган вполне актуально записать в учредители Центрального Банка России. В начале лета 1991 года приняли Устав госбанка РСФСР, и в нём чётко и недвусмысленно была прописана подотчётность Верховному Совету. Ещё спустя некоторое время банк стал безальтернативным в РСФСР органом денежно-кредитной и валютной регуляции. Именно на него в стопроцентном объёме возложили полномочия Госбанка Советского Союза по эмиссии и установке рублёвого курса.

Примерно тогда же под предводительством данного банка путём коммерциализации казённых спецбанков создают в РФ обширный перечень частных финансовых организаций. В потоке глобальных преобразований в декабре 1991 года Госбанк Советского Союза подвергся процедуре упразднения. Всё его имущество и активы, находившиеся на огромной территории РСФСР, без остатка были переданы республиканскому госбанку. А чуть позднее, уже в 1992 году, его решено назвать Центральным банком России.

Центробанк – структура с независимым статусом на службе государственных интересов

Формально это юрлицо с неопределённой организационно-правовой формой. Точнее, ЦБ РФ обладает уникальной организационной формой, несводимой к указанным в гражданских кодексах вариантам. И юридической наукой это, безусловно, должно квалифицироваться как «правовой пробел», который допущен законотворцами сознательно. В любом случае очевидно, что Центробанк — это не АО, поэтому вопросы про список акционеров Центрального Банка России, некорректны. Акционеры ЦБ РФ – несуществующее, мифическое явление. Зато сам Центробанк вправе стать акционером прочих организаций. И на нынешний момент в его распоряжении, например, находится 52,3 процента акций Сбербанка.

Центробанк не принадлежит ни одной из трёх ветвей власти, не зависит от них, но подотчётен Федеральному собранию. Независимость ЦБ, как и любого иного нацбанка, – это системообразующее свойство, которое характеризует весь комплекс отношений, связанных так или иначе с деятельностью этого финансового учреждения. Положение о независимости закреплено в 75-ой статье Конституции и конкретизируется в соответствующем ФЗ. Уже сам факт наличия подобной статьи в основном законе свидетельствует, что без этого органа нормальное функционирование государства невозможно.

В рунете сейчас можно встретить немало конспирологических теорий, которые якобы раскрывают шокирующую правду о том, кто владелец Центрального банка России в реальности. К примеру, согласно одной из таких теорий, истинный хозяин ЦБ РФ – это Федеральная Резервная Система Соединённых Штатов (и олигархические кланы, будто бы контролирующие её). Сторонники подобных версий, например, ссылаются на то, что сведения, выдаваемые реестром налоговой службы по запросам о Центробанке РФ не содержат данных о его учредителях (акционерах, участниках) и так называемом уставном капитале.

Однако серьёзные экономисты объявляют конспирологические теории несостоятельными. В своём большинстве они с уверенностью говорят, что ЦБ РФ является структурой, подконтрольной Российскому государству. Достаточных оснований считать Центробанк неким частным владением или организацией, зависимой от «мирового правительства», попросту нет.

Читайте также:  Можно ли рефинансировать потребительский кредит в сбербанке

Особенности функционирования ЦБ РФ

Центробанк РФ – это очень крупная организация, состоящая из более чем 40 структурных подразделений. А число работников ЦБ РФ, по данным на январь 2017 года превышало 53 тысяч. Центробанк России, действуя по правилам самоокупаемости и самостоятельного финансирования, выполняет от лица Российского государства роль собственника золотвалютных резервов (ЗВР) нашей страны и всех денежных средств федерального бюджета. Прибыль Центробанк получает от операций с этим имуществом, а точнее говоря, от каждой такой операции организация берёт свою комиссию.

Как уже сказано выше, главнейшей функцией Центробанка является эмиссия наличных. Но средства, полученные от эмиссии, в доходы ЦБ РФ не засчитываются. Таким образом, Центробанк России изготавливает рублёвые купюры под казначейские векселя или гособлигации за свой счёт. А ведь процесс печати денег довольно затратный – здесь нужно платить за бумагу, за краску, за электричество, за труд печатников и т. п.

К тому же Центробанк обязан и отдавать определённую долю своей суммарной прибыли в доходы бюджета. И в последние три — четыре года эта доля постепенно увеличивается. До октября 2014 года Центробанк отдавал 50% от прибыли, затем, по указу президента, эта цифра увеличилась до 75%. В 2015 году норматив в 75% был сохранён, однако дополнительно Центробанк обязали ещё и передать 15% Внешэкономбанку – это было обусловлено необходимостью укрепления экономической стабильности. А осенью 2015 года в силу вступил закон, который предусматривал перечисление Центробанком России 90% годовой прибыли в госбюджет.

Банк России отправляет в Госдуму ежегодно свой баланс и отчёты об убытках и доходах. Дума обязана рассмотреть эти документы до 1 июля года, следующего за отчётным, и принять в связи с этим определённые решения. Вдобавок к этому отчёты ЦБ РФ должны быть опубликованы для широкой общественности не позже 15 июля года, следующего за отчётным.

Почему именно Центробанк распоряжается золотовалютными резервами

Тот факт, что Центробанк распоряжается золотвалютными резервами страны, не должен вызывать каких-либо кривотолков. В этом нет абсолютно ничего страшного и ненормального. Истинное положение вещей таково, что вся эта собственность в любом случае является федеральной, и это чётко указано во многих официальных документах. Просто государство делегировало право распоряжаться ЗВР и иными ценностями в пользу Центробанка. Или, говоря иначе, выписала ему генеральный карт-бланш на использование, владение и свободное распоряжение вышеобозначенным имуществом.

Такой карт-бланш мог бы быть выдан и, например, правительству РФ. Впрочем, нельзя забывать, что правительство имеет и много иных обязанностей, а его члены не очень хорошо разбираются в денежной политике (по крайней мере, в сравнении с экспертами Центробанка). Исполнительная власть гипотетически может пошатнуть стабильность нацвалюты, разменяв всё это на сиюминутные политические интересы и краткосрочные выгоды. А значит отдать важнейшие стратегические вопросы, касающиеся экономики, на откуп более-менее независимой по статусу и по факту структуре выглядит вполне логичным решением.

Другой важный довод в пользу такого решения состоит в следующем: при отдаче полномочий Центробанка правительству сильно возрастают юридические риски на международной арене. Сейчас в США, Англии и ещё ряде юрисдикций Старого Света средства центральных банков стран защищены иммунитетом от мер принудительного характера, которые могут назначить по итогам судебных разбирательств. Данный иммунитет усиливает и ещё одно значимое разграничение, прописанное в российских нормативных документах: государство никак не отвечает по обязательствам Центробанка, а Банк не несёт ответственности по обязательствам государственных структур. Если же указанные резервы будут принадлежать правительству, то этот судебный иммунитет будет утрачен.

Кому принадлежит ЦБ РФ и кто им управляет

Важное значение в ЦБ РФ с самого его основания имеет фигура председателя. В разные периоды эту высокую должность занимали разные люди. Среди них Георгий Матюхин ( с 1990 по 1992), Виктор Геращенко (с 1992 по 1994 и с 1998 по 2002), Сергей Дубинин (с 1995 по 1998), Сергей Игнатьев (с 2003 по 2013). А в 2013 году председателем Центробанка РФ стала Эльвира Сахипзадовна Набиуллина, и она работает на этой должности до сих пор. Кроме того, большое влияние на всю деятельность Центробанка оказывают Совет директоров ЦБ РФ и Национальный финансовый совет (НФС) – коллегиальные органы со значительными реальными полномочиями.

НФС традиционно включает в себя 12 человек. Два представителя делегируются из Совфеда, трое направляются Госдумой, трое — Президентом РФ, ещё трое — федеральным правительством. Вдобавок к этому в состав НФС входит и нынешний председатель Центробанка. Функции этого органа подробно прописаны в Федеральном Законе. Среди прочего, к числу этих функций относится:

  • рассмотрение отчётов Центробанка;
  • утверждение расходов и прибыли Банка России на будущий годовой период;
  • утверждение документов о каких-либо дополнительных расходах;
  • рассмотрение проблем усовершенствования банковской системы РФ;
  • определение ключевых направлений денежной госполитики;
  • рассмотрение вопросов, которые так или иначе связаны с вхождением Центробанка России в капиталы иных юрлиц;
  • представление кандидатуры аудитора ЦБ.

Что касается Совета директоров ЦБ РФ, то он состоит из пятнадцати членов (включая председателя). Все они ведут свою деятельность на постоянной систематической основе, а участие в процедуре назначения членов Совета принимают, помимо непосредственно председателя Центрального банка, Президент и Госдума. Этот Совет находится в достаточно плотной связке с Национальным финансовым советом, упомянутым выше, и решает целый спектр вопросов в рамках имеющихся полномочий Центробанка:

  • о повышении или снижении ставок;
  • о выходе новых по дизайну купюр и изъятии из хождения старых;
  • об определении операционных лимитов на открытом рынке;
  • о правилах формирования резервов организациями, ведущими финансовую деятельность;
  • о компенсациях по депозитам физлиц в банках, оформивших банкротство и не застраховавших вклады пользователей.

Совет директоров регулирует и внутренние рабочие процессы: занимается определением заработной платы работников Центробанка России (в частности, устанавливают зарплату и для себя самих), утверждением общей структуры ЦБ РФ, назначением руководства подразделений и т. п.