Чем отличается государственный кредит от банковского

Государственный кредит как экономическая и финансовая категория.

Управление государственным кредитом.

Заемная деятельность государства. Государство как заемщик и как кредитор.

Государственный кредит как экономическая и финансовая категория.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Деятельность государства как заемщика средств в количественном отношении является преобладающей.

Деятельность государства как кредитора – в количественной отношении значительно ниже.

Деятельность государства как гаранта проявляется в тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Государственный кредит как экономическая категория является важнейшим существенным элементом финансов и проявлением системы финансовых отношений.

Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них – противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита – один из вариантов разрешения данного противоречия.

Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством тесно связана с состоянием государственных финансов, наличием и расходованием финансовых средств в стране, т.е. с бюджетным дефицитом. Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса.

Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, от налогов.

В отличие от налогов государственный кредит имеет:

добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов;

возвратный характер, если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или внебюджетные фонды, то внесенная сумма государственного кредита возвращается;

платный характер, т.е. возврат сумм государственных займов идет с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита.

Отличие государственного кредита от банковского заключается в следующем:

Потребность в госкредите определяется прежде всего необходимостью покрытия бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите определяется неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена.

Госкредит получают органы власти и управления. Банковский кредит могут получать физические и юридические лица на цели, установленные законом.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как на заимствование средств на более низких уровнях имеет достаточно четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Срок возврата банковской ссуды строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций. Госкредит, как правило, не предусматривает экономических санкций к государству.

Госкредит используется, как правило, не строго по целевому назначению и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Банковский кредит используется, как правило, на конкретные цели для обеспечения вещественно-натуральных элементов производства и реализации товаров, работ и услуг.

Экономические интересы участников банковского кредитования (кредитора и заемщика) совпадают. При госкредите интересы участников кредитных отношений обособлены. Интересы кредиторов государства имеют иногда политические, экологические, корпоративные и другие обособленные цели, которые в конечном виде имеют экономическую форму, но до получения этого состояния неоднократно трансформируются и видоизменяются.

Если банковский кредит в некоторых случаях может служить причиной появления избыточной денежной массы в народнохозяйственном комплексе, то госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении.

ТЕМА 6. Государственный кредит

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Деятельность государства как заемщика средств в количественном отношении является преобладающей.

Деятельность государства как кредитора – в количественной отношении значительно ниже.

Деятельность государства как гаранта проявляется в тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами.

Государственный кредит является формой дополнительноймобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу.

Государственный кредит Банковский кредит
Потребность в нем обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицита Потребность в нем обусловлена неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена
Получателем являются органы власти и управления Могут получать любые физические и юридические лица на цели, установленные законом
Государственные займы не имеют конкретного целевого характера Имеет достаточно четко выраженную целевую направленность.
Госкредит , как правило, не предусматривает экономических санкций к государству Срок возврата строго регламентирован его нарушение влечет соответствующие санкции
Интересы кредиторов часто имеют политические, экологические, корпоративные цели, хотя в конечном виде имеют экономическую форму, но при этом неоднократно трансформируются и видоизменяются Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают
Госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении Может служить причиной появления избыточной денежной массы в обращении
Читайте также:  Органы осуществляющие государственное социальное страхование

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Правительство разрабатывает две программы:

1. Программа государственных внешних заимствований;

2. Программа государственных внутренних заимствований.

Оперативное управление государственным кредитом под руководством Правительства осуществляют Министерство финансов и Казначейство совместно с ЦБ РФ. Так, в рамках Министерства финансов РФ созданы два департамента:

-Департамент управления государственным внутренним долгом;

-Департамент управления государственным внешним долгом.

В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Для этого департаменты Министерства финансов РФ ведут Государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ.

Министерство финансов выступает эмитентом государственных ценных бумаг от лица Федерации и определяет конкретные сроки и объемы выпусков в пределах параметров, установленных Правительством.

Регулирование рынка государственных ценных бумаг также осуществляется ЦБ РФ.

Государственные заимствования (с соответствии с Бюджетным кодексом РФ, ст.89) — это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Существуют следующие формы долговых обязательств:

кредитные соглашения и договора, заключенные от имени РФ, как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми институтами в пользу указанных кредиторов;

выпуск ценных бумаг от имени РФ;

договора и соглашения о получении РФ банковских ссуд и банковских кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы;

договора о предоставлении государственных гарантий РФ;

соглашения и договора, в том числе международные, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Заемные средства РФ мобилизует в основном двумя путями:

1. Эмиссия и размещение ценных бумаг.

2. Получением кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов.

Классификация займов по форме юридического оформления
Облигационные (эмиссия ценных бумаг) — Казначейские обязательства — Облигации.
Безоблигационные Различные договора, соглашения и пр.

В отличии от облигаций средства от реализации казначейских обязательств государства направляются только на пополнение бюджета. Доход по казначейским обязательства выплачивается только в виде процентов. Казначейские обязательства подлежат реализации только среди населения.

По срокам погашения бессрочных займов условия и сроки погашения в момент выпуска займа, как правило, не определены, оговариваются лишь процент по займу и нередко защита от обесценения.

Эффективность государственных займов, или эффективность государственных кредитных операций, выражается через отношение суммы превышения поступлений над расходами по осуществлению государственного займа к сумме расходов, выраженных в процентах.

Э= (П-Р)/Р х100%.

Где:

П – поступления от государственного займа;

Р – расходы по обслуживанию государственного займа.

Основную долю расходов при проведении государственного займа составляют выплаты процентов и выигрышей по займу. К расходам относятся также затраты на изготовление и реализацию ценных бумаг, обслуживающих заем, на проведение тиражей выигрышей, тиражей погашения, если это предусмотрено условиями займа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9225 — | 7356 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Отличия государственного кредита от банковского — Контрольная Работа, раздел Экономика, Сущность и значение государственного кредита для страны Отличия Государственного Кредита От Банковского. Государственный Кредит Как С.

Отличия государственного кредита от банковского. Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей: А) Потребность государства в кредите возникает у государства при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами.

Государственный кредит используется, прежде всего, на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов.

Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством. Б) Условия сделки. Условием сделки банковского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, при государственном кредите экономические участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика.

Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков. В) Целевое назначение.

Банковский кредит имеет строго целевое назначение, используется, прежде всего, для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые с помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.

Г) Срок возврата ссуды. При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно. Д) Способность увеличивать или сокращать денежную массу. С помощью банковского кредита создаются деньги, и при непродуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы.

Читайте также:  Как пополнить баланс телефона обещанный платеж билайн

Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении. Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг. 1.2 Формы государственного кредита Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, которые выражает кредит.

В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.

Товарная форма (хлебный и сахарный займы) — применялась в переходный период от капитализма к социализму. Денежная форма кредита получила развитие после достижения стабилизации покупательской силы советского рубля на основе золотого обеспечения (1924г.) и ликвидации бюджетного дефицита.

Государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у физических и юридических лиц, привлекаются для финансирования общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций и других государственных бумаг. Для кредиторов государственный кредит — форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства.

Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как: гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и т.д. Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов.

Виды государственного кредита определяются: — составом заемщиков и кредиторов; — конкретными причинами появления потребности у государства мобилизации средств; — местом получения кредита; — формой его оформления; — методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата; — сроками погашения государством своих обязательств; — степенью риска кредитора и заемщика. В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает: централизованный и децентрализованный.

В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором — местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.

По месту получения кредита, государственный кредит подразделяется на: внутренние и внешние займы. По срокам они делятся на: краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные (свыше года). В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и сроки государственного кредита.

В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают: государственные облигационные займы и безоблигационные займы. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета — это примеры безоблигационных займов.

Облигация — это ценная бумага, удовлетворяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство юридического лица, ее выпустившего, возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок, с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов.

Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск облигаций может предусматривать добровольное размещение среди юридических и физических лиц, а так же обязательную покупку их юридическими лицами. Казначейские обязательства (векселя) государства — вид ценных бумаг, удовлетворяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение срока владения ими. Размещаются на добровольной основе среди юридических и физических лиц. Ценные бумаги государства делятся на две группы: бумаги, которые могут обращаться на вторичном рынке; бумаги, не поступающие на вторичный рынок.

Интересное видео

На вторичный рынок поступают казначейские векселя (обязательства) и облигации. Не обращаются на вторичном рынке сберегательные облигации; облигации (или другой вид ценной бумаги), оформляющие внешний долг; облигации органов власти.

Для кредитора при приобретении ценных бумаг правительства имеются и другие риски, например, кредитный, рыночный, процентный. Кредитный риск, присущий ценным бумагам, связан с вероятностью того, что финансовые возможности эмитента (государства) уменьшатся, так что он окажется не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства. Рыночный риск происходит в связи с непредвиденными изменениями на рынке ценных бумаг или в экономике, привлекательность правительственных ценных бумаг в качестве объекта вложений может быть отчасти утрачена, так что их продажа будет возможна лишь со скидкой или в известной мере в принудительном порядке.

Процентный риск — это риск изменения процентных ставок и связанный с этим риск снижения их рыночной цены. Причины этого — фиксация процента по облигациям в договорном порядке в момент их выпуска и относительная свобода колебания рыночных ставок вверх и вниз. Государственный кредит формирует часть государственного долга (внутреннего). Значительная доля государственного долга состоит из внешних займов, которые связаны с развитием международного кредита.

Международный кредит — движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов во временное пользование на условиях их платности, срочности, гарантии погашения, целенаправленности. Объективной основой развития международных отношений явились: выход производства за национальные рамки, усиление мирохозяйственных связей, углубление международного разделения труда, международное обобществление капитала, специализация и кооперирование производства.

Субъектами кредитных отношений выступают государства, банки, международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации, отдельные юридические лица. Международный кредит предоставляется за счет средств государства, фирм, предприятий, коллективных ссудных фондов, аккумулированных в международных валютно-кредитных и финансовых организациях. Позитивная роль международного кредита в ускорении развития производственных сил путем обеспечения непрерывности процесса воспроизводства и его расширения.

Читайте также:  Где зарегистрирован центральный банк россии колумбия

Для межгосударственного кредита характерно то, что субъектами кредитных отношений выступают отдельные государства, а объектом перераспределения – их национальный доход. 1.3 Государственный долг, управление им Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.

Государственный долг является наиболее полной количественной характеристикой кредитных отношений государства, отражающейся в статистической отчетности. Величина государственного долга показывает лишь одну результативную сторону отношений: задолженность государства, образовавшуюся за период, соответствующий количеству лет функционирования самого долгосрочного действующего займа, срок погашения которого наступает в текущем году. Государственный долг делится на: внешний; и внутренний, который складывается из: задолженности по реализованным обязательствам государственных займов; задолженности по казначейским обязательствам; по заимствованиям средств ссудного фонда; средств, мобилизованных сберегательной и страховой системами.

Наличие государственного долга предполагает проведение мероприятий по управлению им, в число которых входят: — выплата доходов кредиторам и погашение займов; — изменение условий выпущенных займов; — определение условий эмиссии; — выпуск новых займов.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производится за счет бюджетных средств. В условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей правительство прибегает к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Выплаты выигрышей, процентов и сумм по погашению займов составляют основную долю расходов по управлению государственным долгом. Сюда относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей и некоторые другие расходы. Заботясь о повышении эффективности государственного кредита, правительство стремится к снижению всей совокупности расходов, что иногда достигается за счет специальных мер, в частности: — конверсии, консолидации, унификации, обмена облигаций по регрессивному соглашению; — отсрочки погашения долга; — аннулирования займа.

Под конверсией понимается изменение доходности займов. Оно может предусматривать как уменьшение, так и увеличение доходности ценных бумаг. Под консолидацией займов понимается изменение их сроков обычно в сторону увеличения. Возможно совмещение консолидации с конверсией. Обмен облигаций по регрессивному соотношению означает, что несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Эта мера эффективна тогда, когда погашение ранее выпущенных облигаций и уплату процентов по ним нужно осуществлять в новых полноценных деньгах. Отсрочка погашения займа используется правительством в случаях, когда выпуск новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов не приносит экономического эффекта, поскольку большая часть поступлений от новых займов направляется на погашение и выплату процентов по старым займам.

При отсрочке погашения займов не только отодвигаются сроки, но и прекращается выплата доходов. Аннулирование государственного долга — крайняя мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам, она является обычно следствием прихода к власти новых политических сил. Государственный кредит служит мощным средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между доходами и расходами государственного бюджета и выступая важным источником ускорения социально-экономического развития.

II. 1. Финансовая система Германии. Риски во внешней торговле и их минимизация посредством различных форм расчетов 1.1.

Эта тема принадлежит разделу:

Сущность и значение государственного кредита для страны

Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и… В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население,… Из истории известно, что правительство России еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Отличия государственного кредита от банковского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Сущность и значение государственного кредита. Государственный кредит — одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: — наличие кредитора и заемщика как юридически самостояте

Из истории Германии. Немного государств в ХХ веке переживали столько глубоких перемен, как Германия. Монархия и республика, тоталитарный национал-социализм и социализм марксистко-ленинский,

Финансовый бюджет как главное звено финансовой системы. Финансовая система — это совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной общественно- экономической формации; в узком смысле

Бюджетный процесс и финансовый контроль. Бюджет выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его структура и бюджетный процесс соответствуют федеративному характеру государственного строя.

Доходы федерального бюджета. Формирование доходов госбюджета — это мощный регулирующий процесс, он определяет такой важный для экономики показатель как "квота государства" (его доля в ВНП). Государ

Расходы федерального бюджета. Одним из орудий воздействия государства на процесс общественного воспроизводства выступают государственные расходы. Они отражают особенности развития страны. За

Государственный долг и бюджетный дефицит. Относительно устойчивый и высокий бюджетный дефицит начала 80-х гг. (от 3,3% до 4,9% от ВНП) остро поставил вопрос о желательных масштабах государственной

Внешняя торговля Германии. Германская внешняя торговля неуклонно развивается. Согласно имеющимся данным за 1999г вновь достигнуты рекордные результаты. Совокупная стоимость экспорта выросла до 992,

Сущность и классификация рисков. Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска. Под классификацией риска следует понимать распределение риска на кон

Процессы управления рисками. Управление рисками включает в себя четыре основных процесса: идентификация, анализ, планирование и контроль рисков. Идентификация рисков — это первая стадия проц

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector