Чем отличается социальная помощь от социального страхования

Наряду с социальным страхованием существует и другая форма социальной защиты – социальная помощь. В ее основе иные принципы организации. Практика страхования строится на прочной статистической базе, учете и анализе закономерностей того или иного вида риска, имеет своими важнейшими задачами его профилактику и снижение и распространяется прежде всего на экономически активное, занятое население (так как финансируется главным образом за счет его доходов). Программы же социальной помощи носят в основном компенсационный характер, нацелены на поддержку наиболее уязвимых слоев населения и финансируются преимущественно из бюджетных средств различного уровня. Кроме того, существенной особенностью страхования является самопомощь его участников, самоуправление страховой организации. Социальная помощь, напротив, несет на себе отпечаток попечительства, вспомоществования со всеми вытекающими отсюда особенностями прямого государственного управления.

+ различия в финансировании и охвате населения (раб.-не раб.)

Объект соц обеспечения:

—люди, которые никогда не работали

—люди, которые временно исключены с производства

Фонд Соц Страхования обеспечивает работающих граждан

В области финансирования:

—соц обеспеч: за счет налогов

—фонд соц страх – за счет отчислений из з/пл

В размерах пособий и пенсий:

Главное отличие социального страхования от других видов государственной защиты состоит в том, что его средства формируются при непосредственном участии застрахованных. Они аккумулируются в различных фондах, специализирующихся на конкретных видах социальных рисков, куда поступают главным образом в виде взносов работников, работодателей, государственных ассигнований, а также взносов добровольно застрахованных граждан и доходов от капитализации собранных средств. В первые годы реформ для этих целей в России были созданы Пенсионный фонд РФ (1991 г.), Фонд социального страхования РФ (1992 г.), Государственный фонд занятости населения РФ (1993 г.) и система фондов обязательного медицинского страхования (1993 г.). Они были задуманы как самостоятельные финансово-кредитные учреждения, средства которых не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию, хотя и остаются государственной собственностью.

В отличие от страхования , система социального обеспечения граждан финансируется целиком из государственного бюджета, то есть за счет налогов. Она чрезвычайно детализирована, причем каждый гражданин, имеющий право на защиту, может получать одновременно различные виды обеспечения. Всевозможные пособия, компенсации, дотации, льготы, построенные по категориальному принципу, широко распространены практически во всех сферах: в трудовых отношениях и занятости, в области пенсионного обеспечения и семейной политики, среди отдельных профессиональных и возрастных групп населения, а также в связи с последствиями каких-либо чрезвычайных событий. В последнее время система социального обеспечения пытается действовать по заявительному принципу, являющемуся базовым элементом адресного механизма предоставления права на выплаты и льготы.

Что касается системы социальной помощи, то она регулирует только вопросы материального положения малоимущих. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. "О государственной социальной помощи" контингент ее получателей ограничен единственным признаком — их доход по независящим от заявителей причинам должен быть ниже прожиточного минимума, установленного на территории соответствующего субъекта РФ. В этом случае государство гарантирует нуждающимся повышение материального достатка до уровня прожиточного минимума за счет средств местных бюджетов. При недостаточности этих ресурсов дополнительные суммы выделяются за счет бюджетов вышестоящего уровня или из иных источников. При этом предусмотрены как денежные выплаты, так и натуральная помощь (продуктами питания, медикаментами, топливом и т.д.). Уровень материального достатка учитывается также при установлении размера некоторых пособий и компенсаций. В дальнейшем планируется расширить систему социальной помощи, теснее увязав ряд выплат и льгот с фактическим уровнем нуждаемости граждан. Таким образом, в действующей системе социальной защиты сохраняется значительный перекос в сторону пассивных форм поддержки, а значит, преимущественно бюджетного финансирования социальных нужд населения.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 94 | Нарушение авторских прав

Социальное страхование

Социальное страхование – это одна из форм социальной защиты населения от различных возможных рисков, которые связаны с потерей здоровья, трудоспособности, работы, заработка и прочего дохода. Главной особенностью социального страхования является то, что финансирование на социальное обеспечение производится из специализированных бюджетных фондов, которые формируются целевыми страховыми взносами юридических лиц (работодателей) и физических лиц (работников).

Социальное страхование базируется на принципе гибкой эквивалентности, то есть существует определенная зависимость страховой выплаты от величины страхового стажа и трудового вклада. В социальном страховании активно действует сочетание принципа эквивалентности с принципом коллективной солидарности и объединения рисков.

Система социальной защиты граждан Российской Федерации включает в себя основные элементы:

  • традиционная форма государственной социальной помощи;
  • комплекс федеральных социальных гарантий (социальные услуги);
  • социальное страхование.

Социальное страхование гарантирует застрахованным гражданам полное страховое обеспечение, которое позволяет исполнение страховщиками своих обязательств перед застрахованными гражданами.

Социальное обеспечение

Социальное обеспечение направлено на финансовое обеспечение граждан Российской Федерации при наступлении страховых случаев, признанных в соответствии с федеральным законодательством социально значимыми. Социальное обеспечение выравнивает социальное положение отдельных категорий граждан в сравнении с остальным населением РФ.

Социальное обеспечение – защита самых уязвимых слоев населения, которые в силу объективных и субъективных причин не могут о себе позаботиться самостоятельно: инвалиды, старики, дети, сироты и другие. Социальное обеспечение может носить как имущественный характер помощи (услуги, деньги, вещи), так и неимущественный (помощь социального психолога).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 39) право на социальное обеспечение является одним из основных социальных прав граждан РФ.

Основные виды социального обеспечения

По виду социальное обеспечение делится на социально-обеспечительную помощь и социально-обеспечительное содержание.

Социально-обеспечительная помощь – помощь, которая оказывается для определенной категории граждан:

  • для тех, кто имеет конкретный источник доходов к существованию, но временно был им утрачен и в ближайшем времени подлежит восстановлению, с последующим решением вопроса необеспеченности;
  • для тех, кто имеет постоянный источник доходов, но его невысокий размер не может обеспечить удовлетворение минимальных потребностей;
  • для тех, кто в силу форс-мажорных обстоятельств (катастрофы, стихийные бедствия, ухудшение здоровья) оказывается в числе нуждающихся.

Социально-обеспечительное содержание предоставляет необходимые и достаточные средства тем гражданам, кто еще не может самостоятельно приобрести источник доходов, либо же уже не может себя самостоятельно обеспечивать.

В чем отличие?

Главным отличием этих двух видов по социальному обеспечению является то, что помощь носит временный характер и не является базисным источником доходов.

К видам социально-обеспечительной помощи относят:

  • льготы;
  • компенсации;
  • пособия;
  • имущественная помощь (продукты питания, обувь, одежда);
  • социальные и медицинские услуги (некоторые виды) за счет Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.

К видам социально-обеспечительного содержания относят:

  • частичные социальные услуги (оказываются социальными службами);
  • пенсии.

Форма выплаты социального обеспечения

Социальное обеспечение делится на две формы выплаты: денежная и натуральная.

Денежная форма выплаты подразделяется на:

  1. пенсии (все разновидности и виды);
  2. пособия (все виды).

К натуральной форме выплаты относятся:

  1. льготы (например, бесплатное лекарство);
  2. компенсации (например, предоставление жилья вследствие катастроф и т.д.);
  3. медицинские услуги, в том числе санаторно-курортное лечение;
  4. предметы первой необходимости;
  5. содержание домов престарелых и инвалидов.

Законодательно закрепленные виды социального обеспечения

Законодательством Российской Федерации закреплены основные виды социального обеспечения:

  • предметы первой необходимости;
  • медицинские и социальные услуги;
  • льготы;
  • социально-обеспечительные компенсации;
  • пенсии.

Каждый вид социального обеспечения состоит из конкретных разновидностей. Важная особенность заключается в том, что сами виды по социальному обеспечению стабильны и устойчивы, а его разновидности меняются в зависимости от экономических, политических и социальных условий, происходящих на данный момент в стране.

15.1. Сущность социального страхования и его виды.

Социальное страхование в организационно — финансовом плане представляет собой систему компенсаций рисков (преимущественно в ма-териальной форме) частичной или полной потери трудоспособности, а сле-довательно – дохода по объективным социальным причинам.

К объективным социальным рискам традиционно относятся: старость, безработица, профессиональное и общее заболевание, инвалидность, беременность и роды.

Финансовое обеспечение системы социального страхования произво-дится на принципах, отличных от социальной помощи, и осуществляется на основе совместного финансового участия трех заинтересованных сторон – работодателей, работников и государства. В российском варианте это происходит при преобладающей доле работодателей (80% доходов государственных внебюджетных социально-страховых фондов), в европейских системах – при практически паритетной доле работодателей и работников и при покрытии дефицита ресурсов государством.

Идея разделения бремени рисков, сопровождающих трудовую деятельность, между наемным работником и работодателем зародилась в конце XXI века и принадлежит канцлеру Германии Бисмарку.

Страхование перечисленных социальных рисков в отличие от страхования коммерческих рисков является в большинстве стран обязательным, жестко контролируется государством, хотя и предполагает наличие добровольного страхования, которое имеет дополнительный характер.

В странах рыночной экономики возникает смешанная финансовая ответственность: во все социально-страховые фонды деньги поступают из трех источников: от государства, от работодателей и от самого работника.

В России до настоящего времени в системах обязательного социального страхования участвуют, как правило, 2 стороны – работодатель, выплачивающий единый социальный налог во внебюджетные социально-страховые фонды, и государство, покрывающее дефициты бюджетов этих фондов, а также финансирующее страховое обеспечение ряда категорий (например, военнослужащих и т.д.).

Во всем мире широко используется двойственность экономической природы социально-страховых фондов – их социальная функция как инструментов обеспечения социальных гарантий населению и экономическая функция как наиболее привлекательных долгосрочных инвесторов. В самом социальном страховании его финансовых механизмах существенно усиливается роль рыночных инструментов, главным образом накопительного страхования, причем не только в добровольном страховании, но и в рамках обязательного страхования (пенсионного, медицинского).

15.2. Проблемы формирования в России современной системы социального страхования.

Практика развитых стран свидетельствует о том, что роль социального страхования в их национальных системах соцзащиты является ключевой. Например, в государствах ЕС объем финансирования социального страхования составляет 16-20% ВНП и выступает вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу – после заработной платы, доля которой колеблется в диапазоне 45-55% ВНП. Столь крупный финансовый ресурс социального страхования в странах Западной Европы и США позволяет обеспечивать застрахованным высокие жизненные стандарты и уровни защиты. Количественны параметры, учитывающие мировой опыт и отечественная специфика очень отличаются и представлены в табл.15.1.

Табл. 15.1. Социально-страховые выплаты застрахованным лицам, % объема заработной платы.

В России на начало 2005 г.

Согласно международным стандартам и конвенциям МОТ

Средние размеры – 30% после 40 лет уплаты взносов

Минимальные размеры – 40% после 30 лет уплаты взносов

Пособия по временной утрате трудоспособности

Минимальные – 55% — при наличии иждивенцев

Пособия по безработице

Оплата медицинской помо-щи и компенсация расходов на оплату лекарств.

70% при амбулаторном лечении; 100% при стационарном лечении.

Как видно, разница ощутимая. В постсоветской России потенциал социального страхования еще только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования, федерального и региональных Фондов обязательного медицинского страхования не превышает 8% ВВП. Столь низкая – в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС – доля в расходах на цели социальной защиты застрахованных позволяет выплачивать пенсии и пособия, в основной массе составляющие всего 30-35% размера предшествующей заработной платы, которая в свою очередь в 5-6 раз уступает средним размерам заработной платы в странах ЕС. Во многом такой размер страхового возмещения объясняется недопустимо заниженным – всего 26% ВВП – объемом расходов на заработную плату, являющуюся базой для начисления страховых взносов. Крайне низкий уровень заработной платы и ее запредельная дифференциация образуют «нервный узел» всех проблем в сфере доходов населения.

Социальная ситуация в России остается напряженной не в последнюю очередь в связи с тем, что действующая система социальной защиты в ее новейшем виде является страховой больше по своему названию, нежели по реальному содержанию. Например, страховые взносы работодателей (в пользу работников) в государственные внебюджетные фонды были заменены единым социальным налогом (ЕСН), то есть данному виду платежа был придан налоговый характер, что противоречит самому духу и сути социального страхования. Замена страховых взносов налогом лишает средства целевого назначения; они утрачивают возмездный, эквивалентный и соподчиненный характер по отношению к взносам. Тем самым подрывается такой устой социального страхования, как связь страховых платежей и выплат с заработной платой конкретных работников. Включение этих платежей (в виде части ЕСН) в состав федерального бюджета позволяет федеральным финансовым органам перераспределять страховые средства и использовать их не по прямому назначению при дефиците финансового обеспечения социальной защиты работающих граждан от ряда рисков. К тому же существующий порядок прохождения финансовых средств от ЕСН (определенный статьей 241 Налогового кодекса РФ, согласно которому промежуточным звеном между страхователем и страховщиком выступают счета Федерального казначейства) позволяет использовать на легитимной основе «временно свободные» страховые ресурсы как беспрецендентый и внушительный по объему кредит.

Подобный контрпродуктивный характер изменения страховой природы взносов ставит задачу институциональной корректировки национальной системы социального страхования.

Читайте также:

  1. I. Основные богословские положения
  2. I. Понятие социального института.
  3. II Основные источники загрязнений гидросферы.
  4. II. Основные положения учения Ф. де Соссюра о языке.
  5. II. Основные теории по анализу международных отношений.
  6. II. Порядок оказания скорой медицинской помощи
  7. II. Уровень социального института.
  8. II.1.1 Основные источники информации для оценки эффективности строительной организации
  9. III. Назовите основные последствия прямохождения человека (т.е. изменения в строении, физиологии, поведении) в опорно-двигательной системе.
  10. III. Основные положения лингвистической концепции В. фон Гумбольдта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector