Что включает в себя понятие государственного кредита

Понятие, сущность и функции государственного кредита

Кредит как экономическая категория представляет собой систему экономических отношений, в которой государство в лице своих органов власти и управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.

Государственный кредит это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих следующие общественные отношения:

  • возникающие из государственных займов (кредитов), осуществляемых путем выпуска ценных бумаг; принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации гарантий по обязательствам третьих лиц; вытекающие из заключенных от имени Российской Федерации кредитных соглашений и договоров с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
  • по поводу предоставления Российской Федерацией как кредитором иностранным государствам, их юридическим лицам, международным организациям, бюджетам другого уровня бюджетной системы РФ, юридическим лицам бюджетных средств на возвратной, срочной, безвозмездной или возмездной основе;
  • складывающиеся в процессе управления государственным кредитом.

Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества. С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала. Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

Государственная форма кредита возникает в том случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам. Государственный кредит следует отличать от государственного займа, где государство, размещая свои обязательства облигации и др., выступает в качестве заемщика. Государственный заем чаще всего размещается под определенные государственные программы (на цели восстановления народного хозяйства в послевоенный период, развития народного хозяйства, в том числе его отдельных отраслей и пр.). Займы размещаются, как правило, на длительные сроки (на пять, десять и даже 20 лет). В отличие от государственных займов, широко распространенных в современном хозяйстве, государственная форма кредита по сравнению с другими формами имеет ограниченное применение, чаще всего предоставляется через банки, а также в сфере международных экономических отношений, по существу становится международной формой кредита.

В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации — кредита.

Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите, а именно:

  • добровольность;
  • возвратность;
  • платность;
  • срочность.

Возвратность и платность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, налоги, которые поступают только в одном направлении — от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность — добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности, а все имущество, находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства.

К особенностям государственного кредита можно также отнести целевой характер использования (например, на покрытие дефицита бюджета) и то, что обеспечением государственного кредита служит имущество, находящееся в собственности государства.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции:

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.
Читайте также:  Договор долевого участия в строительстве нет котлована

1. Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С ее помощью идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и платности. Перераспределение осуществляется между федеральным и региональными бюджетами, региональными и местными бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом, иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональным бюджетами и т.д.

В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты, и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате. на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

3. С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Данную функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Это контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки, контроль за соблюдением условий кредитного договора, контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств, контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Государственные займы и их классификация

Государственные займы — это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Государственные заимствования Российской Федерации (ст. 89 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

В зависимости от валюты заимствования различают государственные внутренние и государственные внешние заимствования.

Государственные внешние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Государственные внутренние заимствования РФ — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте Российской Федерации.

Государственные заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования (ст. 90 БК РФ) — займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта Российской Федерации или муниципального образования как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в валюте обязательств.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По субъектам эмиссии:

  • выпускаемые Правительством РФ;
  • выпускаемые правительствами субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления.

По субъекту — держателю ценных бумаг:

  • реализуемые среди населения;
  • реализуемые среди юридических лиц;
  • реализуемые как среди населения, так и среди юридических лиц.

По способу размещения делятся на:

  • добровольные;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).
  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (от пяти до 30 лет).
Читайте также:  Фонд социального страхования вход в личный кабинет

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
  • целевые (беспроцентные);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже. Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой стороны, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. В отношениях, относимых к категории государственного кредита, государство выступает в роли либо кредитора, либо заёмщика, либо гаранта.

Содержание

Цели и задачи государственного кредита [ править | править код ]

Государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер. Пример отклонения от добровольного характера — обязательная подписка на государственные облигации в годы после Великой Отечественной войны в СССР, предназначенные для сбора средств на восстановление народного хозяйства после войны.

Государственный кредит используется государством для решения различных задач:

  • поиск финансовых ресурсов для финансирования государственных расходов, увязки доходов и расходов;
  • регулирование макро- и микроэкономических процессов;
  • воздействие на социальную и денежно-кредитную политику.

Государственный кредит и государственный долг [ править | править код ]

Государственный кредит тесно связан с категорией государственного долга. Увеличение заимствований государством ведет к росту государственного долга. Под государственным долгом Российской Федерации понимаются её долговые обязательства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся в собственности государства имуществом, составляющим государственную казну.

Под государственным долгом субъекта Российской Федерации понимают совокупность его долговых обязательств, которые обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства Российской Федерации в рамках категории «государственный кредит» могут существовать в следующей форме:

  • Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями в пользу данных кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, выпускаемые от имени Российской Федерации;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерацией, договоры поручительства Российской Федерации по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства прошлых лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства Российской Федерации на основе принятых федеральных законов.

Сроки погашения долговых обязательств Российской Федерации и её субъектов не могут превышать 30 лет.

Управление государственным кредитом [ править | править код ]

Управление государственным кредитом, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заёмщика, кредитора и гаранта, является одним из направлений финансовой политики государства. Совокупность действий государства по управлению государственным кредитом включает:

  • Обслуживание и погашение государственного долга;
  • Выпуск и размещение новых облигационных займов:
  • Поддержание вторичного рынка долговых обязательств;
  • Регулирование рынка государственного кредита;
  • Выработка порядка, условий и форм предоставления государством кредитов.

Основными органами государственной власти, осуществляющими управление государственным кредитом, являются Министерство финансов, Центральный банк.

Целями управления государственным кредитом являются достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются современным состоянием социально-экономического развития страны, тенденциями и перспективами её развития.

Государственный кредит — это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

Читайте также:  Как оплатить детский сад через госуслуги новосибирск

В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку 1 . Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.

В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.

Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка — без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.

Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству. Применительно к настоящему моменту в сложившемуся нашей стране, практически при полном отсутствии доверия к правительству, облигации должны продаваться по цене ниже номинала.

Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других государств.

К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.

Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия — ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector