Фонд социального страхования относится к сфере финансов

Социальное страхование — установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан.

В Российской Федерации социальное страхование финансируется из государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов. Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом.

Цель Фонда социального страхования Российской Федерации — финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

Деятельность Фонда социального страхования относится к сфере государственных (публичных) финансов.

Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики. Социальное страхование и его виды На сегодняшний день в России социальное страхование может выражаться в виде государственных пенсий и государственных пособий. Из пяти имеющихся видов государственных пенсий четыре считаются трудовыми: по инвалидности, по случаю потери кормильца, по старости, за выслугу лет. Есть и социальная пенсия – назначаемая гражданам, не имеющим оснований для получения трудовой пенсии.

43.Управление финансами: органы, осуществляющие управление.

Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США – это Конгресс, В Великобритании – Парламент, в Германии – Бундестаг, во Франции – Национальное Собрание, в России – Федеральное Собрание.

Общее управление финансами в РФ в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти – Федеральное собрание, аппарат Президента, правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях народного хозяйства. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю и регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.

На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:

· профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата РФ;

· Министерство финансов РФ и его органы на местах;

· Центральный банк РФ;

· Министерство РФ по налогам и сборам;

· Федеральная налоговая служба РФ;

· Государственный таможенный комитет РФ;

· Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;

· Министерство государственного имущества;

· исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

Управление финансами на предприятиях и в отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также финансовые отделы и управления сохранившихся министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры.

Всю работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов, его нижестоящие финансовые органы, а также Федеральная налоговая служба.

Среди всех органов выделяется Министерство финансов РФ комплексным характером своих функций, направленных в разные стороны финансовой деятельности государства. Этот государственный орган исполнительной власти обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в России и координирует деятельность в этой сфере других федеральных органов исполнительной власти.

На Министерство финансов возложены следующие задачи:

1) разработка и реализация единой государственной финансовой политики;

2) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

3) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;

4) обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка

Основными подразделениями Министерства финансов являются бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

ü участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;

Читайте также:  Рефинансирование потребительского кредита в сбербанке 2018

ü организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;

ü обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;

ü разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной налоговой службы РФ предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;

ü принимает участие в работе по совершенствованию страховой деятельности в стране;

ü разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;

ü разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;

ü управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ;

Важным подразделением Министерства финансов является Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Основными задачами органов Федерального казначейства являются:

1) организация, осуществление и контроль исполнения бюджета Российской Федерации;

2) управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;

3) финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;

4) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;

5) управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;

6) представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются: (1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; (2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; (3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; (4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.

Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:

ü осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;

ü вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;

ü ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;

ü осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней.

25 октября 1991 года Указом Президента РСФСР образован Государственный таможенный комитет России (ГТК). ГТК является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации.

В соответствии с возложенными на него задачами Государственный таможенный комитет РФ осуществляет следующие функции:

ü организует систему контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров;

ü обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет другие меры по охране таможенной границы Российской Федерации;

ü организует осуществление таможенного контроля, принимает меры по его совершенствованию и упрощению без ущерба эффективности такого контроля;

ü участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов, а также культурных ценностей;

ü организует осуществление в соответствии со своей компетенцией
валютного контроля; выполняет функции органа валютного контроля; осуществляет контроль за соблюдением должностными лицами
таможенных органов Российской Федерации законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно — розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба (ФНС РФ)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Кроме того ФНС РФ:

Читайте также:  Сколько стоит восстановить утерянную карту сбербанка

ü представляет в соответствии с законом Российской
Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересы Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

ü рассматривает уведомления о проведении стимулирующих
лотерей;

ü осуществляет в установленном порядке проверку деятельности
юридических лиц, физических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств в установленной сфере деятельности;

ü осуществляет функции главного распорядителя и получателя
средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание службы и реализацию возложенных на нее функций;

ü обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений,
составляющих государственную тайну;

ü организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное
рассмотрение заявлений.

Федеральная служба страхового надзораосуществляет государственный надзор за страховой деятельностью в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиту прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Также устанавливает общие требования к лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, осуществляет контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учета и отчетности, соблюдением методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

Дата добавления: 2016-11-12 ; просмотров: 647 | Нарушение авторских прав

Федеральные фонды соцстрахования в России имеют давнюю историю. Еще в 1889 году в государственный совет был представлен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за несчастные случаи на производстве. 2 июня 1903 года был принят первый общероссийский закон «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Согласно этому закону, в России вводилось обязательное социальное страхование рабочих и служащих. В 1929 году государственное социальное страхование обрело отдельный фонд социального страхования (ФСС), за счет которого с 1931 года финансировался отдых на курортах и лечение в санаториях.

С 1 января 1990 года согласно постановлению «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный фонд социального страхования Российской Федерации. Сейчас ФСС представляет собой специализированную структуру, управляющую функционированием всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Во всех субъектах Российской федерации имеются территориальные фонды социального страхования, которые осуществляют социальную защиту граждан в регионах.

Деятельность фсс по социальной защите населения Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе России. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав общего бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона. В рамках своей деятельности ФСС осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию при временной нетрудоспособности граждан и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнение возложенных на Фонд государственных функций.

С 1 января 2005 года на ФСС возложена задача по осуществлению федерального закона РФ от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения групп населения путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета. Фонд занимается также обеспечением инвалидов и ветеранов труда техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями за счет государственного бюджета. Федеральный ФСС контролирует расходование средств, выделенных на социальное страхование, следит за поступлением взносов и контролирует деятельность российских фондов социального страхования на местах. Кроме этого, в фонде разрабатываются государственные программы по совершенствованию социального страхования и охраны здоровья работников.

Взносы на обязательное социальное страхование

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусматривает пополнение фондов обязательного страхования путем регулярных взносов, собираемых со всех работающих граждан России. Согласно закону, облагаемая взносами база на обязательное страхования определяется не налоговым кодексом России, а специальным ежегодным принимаемым федеральным законом, другими правовыми актами, принятыми на государственном уровне. Ежегодно утверждаются страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Сбор взносов происходит согласно правилам, утвержденным постановлением 184 от 02.03.2000.

Читайте также:  Какие банки рефинансируют кредиты неработающим пенсионерам

Страховые взносы на обязательное социальное страхование взимаются по всем видам дохода застрахованных, независимо от источников их выплаты. Это значит, что страховые взносы начисляются не только на оплату труда, но и на другие выплаты, непосредственно не связанные с результатами трудовой деятельности. Однако существует перечень доходов, с которых взносы на страхование не взимаются, он установлен п.4 этих правил. Конкретные виды материальной помощи, с которых не берутся страховые взносы, перечислены в п.7 и п.8 перечня.

С 1991 года был изменен формат поддержания граждан, лишившихся на некоторое время возможности обеспечивать свои финансовые потребности. С этой целью был создан Фонд социального страхования.

Во все последующие годы принимались меры, направленные на оптимизацию работы этой структуры. Что же представляет собой социальное страхование в целом, и как регламентируется работа фонда?

В каком секторе экономики функционирует ФСС?

Знание о принадлежности фонда к определенному сегменту экономики не играет ключевой роли для страхователя и для застрахованного лица. Тем не менее, столь серьезный субъект должен иметь «приписку» к определенной сфере деятельности. И как следствие – должен регулироваться на государственном уровне.

В действительности ФСС является финансовым учреждением, хотя его деятельность лежит и в социальной плоскости.

Поддержка нуждающихся в финансовой поддержке граждан – это задача социальных служб. Однако работа с финансовыми инструментами – это приоритетное направление экономических и финансовых институтов. Поэтому следует заключить, что фонд социального страхования относится к сфере финансов.

Еще один аргумент, как свидетельство того, что деятельность ФСС носит признаки финансовой принадлежности – субъекты, которые сотрудничают с фондом.

Кто является страхователем и плательщиком взносов?

В этой роли обычно выступают государственные и коммерческие компании, производящие регулярные страховые платежи за каждого своего сотрудника. Разумеется, исчисление размера платежей, отображение их в ведомостях движения средств предприятия, а также в финансовых отчетах осуществляет бухгалтерия страхователя. А это и есть финансовое подразделение субъекта социального страхования, к социальной сфере не имеющее ни прямого, ни косвенного отношения.

И именно посредством отдела бухгалтерии производится начисление и выплата средств социального страхования.

Роль государственного финансирования и регулирования

Часть денежных средств в формирование ФСС поступает из государственных структур. Хотя фонды, обеспечивающие выплаты по социальному страхованию, не являются бюджетными организациями, они получают долю государственных ассигнований для формирования своего внутреннего бюджета.

Финансовая деятельность ФСС регулируется на государственном уровне посредством нормативов Бюджетного кодекса. Одновременно с тем контроль работы фонда осуществляется на основании федеральных нормативных актов об обязательном социальном страховании.

Это также свидетельствует о том, что фонд социального страхования относится к сфере финансовой деятельности.

Доходная статья ФСС

Одновременно с этим у фонда с ориентацией на социальное страхование имеется еще один источник финансирования – доход от капиталовложений в фондовые активы. В роли таких инструментов традиционно выступают ликвидные акции.

Чтобы средства вкладчиков и плательщиков фонда не подвергались рыночным рискам, распоряжение ими в инвестиционных проектах доверено управляющим компаниям и депозитариям. Таким образом, все средства, направленные на извлечение прибыли по такой инвестиционной схеме, находятся в ведении финансовых структур и учреждений. К тому же подобными действиями позволено заниматься только тем субъектам, которые имеют отношение к финансовому рынку. А ФСС является именно таким субъектом финансовой деятельности.

Финансовые инструменты Фонда социального страхования

Работа с денежными активами – это основной род деятельности ФСС. Полученные в виде страховых взносов, государственных ассигнований и собственных дивидендов средства при распределении имеют целевое направление:

  • Выплаты по временной утрате трудоспособности;
  • Компенсации при прохождении санаторно-курортного оздоровления;
  • Финансовая поддержка женщин, находящихся в декрете по уходу за ребенком;
  • Выплаты при рождении детей;
  • Финансовые выплаты инвалидам и участникам военных действий.

Все эти процедуры и платежи связаны с ведением учета, планированием платежей, распределением средств и прочими признаками финансовой деятельности.

По объемам финансовой деятельности ФСС занимает одно из лидирующих мест в страховом сегменте финансового рынка, уступая только Пенсионному фонду. А так как все страховщики, существующие в разных форматах и с разными целями и концепциями, относятся к финансовому рынку, то и ФСС также относится к сфере финансов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector