Средние статистические цены на потребительские товары

Сборник "Цены в России" является официальным статистическим изданием Федеральной службы государственной статистики.

В сборнике представлены статистические материалы, отражающие ценовые процессы в Российской Федерации в сравнении с рядом предыдущих лет.

Издание подготовлено на основе данных федеральных статистических наблюдений, а также информации, получаемой от Министерства финансов Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации.

Сборник содержит статистические данные об уровне и динамике цен и тарифов на потребительском рынке, рынке жилья, в производстве промышленных товаров, сельском хозяйстве, строительстве, на грузовом транспорте и в связи. Приведены отдельные показатели финансового состояния экономики России и международные сравнения.

Информация публикуется по Российской Федерации в целом, федеральным округам, республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам.

Статистические данные в разрезе субъектов Российской Федерации начиная с 2014 года выделены в отдельное электронное приложение.

Сборник издается с периодичностью один раз в два года, с 2016 года – только в электронном виде.

Индекс потребительских цен (базовая инфляция)
в % к предыдущему месяцу

ГАРАНТ:

См. Официальную статистическую методологию организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденную приказом Росстата от 30 декабря 2014 г. N 734

См. Методологические рекомендации по расчету базового индекса потребительских цен (базовой инфляции), утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 17 января 2003 г. N 6

Индекс потребительских цен
в % к декабрю предшествующего года

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

2.1. Система показателей статистики цен

Система показателей статистики цен представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей, характеризующих различные стороны формирования и движения цен (Приложение 1).

Читайте также:  Райффайзенбанк банки партнеры без комиссии банкоматы москва

Система показателей цен должна быть достаточно устойчива, но в период становления рыночных отношений необходимы ее динамичность и непрерывное совершенствование. В этот период расширяется предложение, действует большое количество цен, что затрудняет получение информации о ценах на конкретные виды товаров, поэтому в системе показателей особое место занимают индексы цен, которые отражают изменение цен по обобщенным потокам товаров и услуг. В связи с этим в системе показателей особое место занимают индексы цен на товары и услуги.

В анализе движения цен наряду с индексами используются и динамические ряды средних цен, позволяющие изучить соотношения цен на разные виды товаров. Важную роль в анализе ценовой информации играют пространственные ряды цен, на основании которых проводятся межрегиональные сопоставления уровней цен на одни и те же группы товаров, сопоставление уровней цен по различным каналам реализации товаров и т.д.

При статистическом изучении требуются разработка и анализ структуры цен определенных товаров. Они позволяют выявить сложившиеся условия производства и обращения, связи между производителями по технологической цепочке, распределительные отношения, реализуемые через цены в условиях свободного ценообразования.

Система показателей статистики цен используется не только для изучения ценовых процессов, но и при расчетах большинства стоимостных показателей отраслевого и макроэкономического уровней.

Остановимся более подробно на таких показателях, как средняя цена индекс цены.

2.2. Методология исчисления средних цен.

Наиболее распространенной формой статистических показателей, используемых в социально – экономических исследованиях, является средняя величина, представляющая собой обобщенную количественную характеристику признака в статистической совокупности в конкретных условиях места и времени.

Средняя цена является обобщающей характеристикой уровня цен на одноимённый товар.

Сущность средней заключается в том, что в ней взаимопогашаются отклонения значений признака отдельных единиц совокупности, обусловленные деятельностью случайных факторов, и учитываются изменения, вызванные действием факторов основных. Это позволяет средней отражать типичный уровень признака и абстрагировать от индивидуальных особенностей, присущих отдельным единицам.

Читайте также:  Дебетовая карта билайн mastercard банка платежный центр

Средняя величина только тогда будет отражать типичный уровень признака, когда она рассчитывается по качественно однородной совокупности.

Способ расчета средних цен зависит от наличия инфор­мации. При вы­боре формулы для расчета средней цены исходят из логической формулы средней цены: ,

где — средняя цена за единицу товара, руб.,

Q — выручка от реализации товара, руб.

q — количество реализованного товара в натуральном выражении.

При наличии данных о ценах и количествах реализованного товара среднюю цену исчисляют как среднюю арифметическую взвешенную: , гдеp – цена товара.

При наличии данных об оборотах в денежном выражении и о ценах реализации товара используют среднюю гармоническую взвешенную:

В случаях отсутствия данных о количестве и стоимости реали­зованных товаров и наличии только данных об уровнях цен на две или несколько дат, среднюю цену можно вычислить двумя способами:

1) По средней арифметической простой: ,

где pН, pК – цены на начало и конец периода соответственно.

2) По средней для моментного ряда динамики: .

Расчет средней по этой формуле дает более точные результаты, и ей надо отдавать предпочтение.

Если неизвестны ни количество продаж, ни выручка, то при исчислении средних цен используется число периодов времени, в течение которых существовала данная цена. В таких случаях при расчете средних цен можно при­менять как формулу средней арифметической простой, если в течение этого периода времени ежедневное количество реализации было равномерным: ,

так и средней гармонической взвешенной, если была равномерной ежедневная выручка от реализации:,

где n — число периодов времени, в течение которых существовала данная цена.

Среднюю цену по группе товара (мяса разных сортов и т.п.) можно рассчитать, зная относительные показатели структуры продаж:

, где — удельный вес продажи каждого вида товара в общем объеме продаж.

Читайте также:  Росбанк телефон горячей линии бесплатный круглосуточно

Также рассчитывается средняя цена товара по региону, в качестве веса d используется удельный вес численности населения по совокупности регионов.

Показатель уровня цены можно рассчитать как относительную величину, выражающую покупательную способность денежного дохода населения (возможность купить какое-либо количество товара на величину среднедушевого денежного дохода, средней заработной платы, среднего размера пенсий и т.п.). Покупательная способность – это стоимость денег, выраженная в товарах, т.е. она показывает, сколько товаров можно купить за одну денежную единицу. Расчет можно вести как для всего населения, так и для отдельных групп в целом по стране или по отдельным регионам:,

где ПС – покупательная способность,

Д – среднедушевой денежный доход.

При расчете покупательной способности денег используют только потребительские цены. При расчетах имеют в виду:

вид и качество товара остаются неизменными,

структура цен не меняется, соотношение цен внутри товарной группы остается стабильным,

товары можно купить без ограничения,

преобладает ценовое равновесие (нет черного рынка).

При таких условиях покупательная способность зависит только от цен и является величиной, обратной уровню цен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector