Участником каких финансовых отношений является банк россии

Центральный банк РФ занимает особое место в банковской системе, поскольку является главным банком страны и в связи с этим наделен особым правовым статусом. Финансово-правовой статус Центрального банка РФ — это правовое положение этого банка в финансовых правоотноше­ниях с его участием, содержание которого выражается совокуп­ностью финансово-правовых прав и обязанностей, направлен­ных на выполнение поставленных перед ним целей и функций.

Отнесение Центрального банка РФ к субъектам финансово­го права обусловлено публичными целями деятельности этого органа. Он является главным денежно-кредитным органом го­сударства, что обязывает данный орган при решении вопросов, отнесенных к его ведению, руководствоваться в первую очередь публичными интересами финансовой деятельности государства, координировать свою деятельность с деятельностью иных орга­нов государства, а в определенных случаях оказывать им непос­редственное содействие.

Основными целями деятельности Банка России являются:* защита и обеспечение устойчивости рубля;* развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;* обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.Банк России подконтролен и подотчетен Государственной Думе РФ.

Функции ЦБ РФ:Разрабатывает и проводит единую гос. денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ,Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличные денежные обращения,Является кредитором для кредитных организаций и устанавливает ставку дефиниция,Устанавливает правила осуществления расчетов,Устанавливает правила проведения банковских операций,Осуществляется обслуживание счетов, бюджетов всех уровней,Управляет золото-валютными резервами банка РФ,Регистрирует кредитные организации,Выдает лицензии на осуществление банковских операций,Осуществляет валютное регулирование и контроль,Устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской S,Устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют ПО отношению к рублю и другим.

Специфика финансово-правового статуса Центрального бан­ка РФ как субъекта публичной финансовой деятельности обус­ловлена невозможностью реализации возложенных на него функций без вступления в гражданско-правовые или междуна­родные отношения с иными субъектами, но вместе с тем учиты­вает и повышенный риск финансовых операций.

Основное предназначение Центрального банка РФ в финан­совой деятельности государства выражают цели его деятельно­сти и выполняемые им функции.

54. Понятие и принципы государственного и муниципального кредита

Наличие бюджетного дефицита ставит перед государством задачу изыскания дополнительных финансовых ресурсов для его покрытия. Одним из способов привлечения дополнительных денежных средств в целях финансирования запланированных законом о бюджете рас­ходов выступает государственный и муниципальный кредит.

Государственный кредит как экономическая категория пред­ставляет собой систему денежных отношений, возникающих в свя­зи с привлечением государством на добровольных основах для ис­пользования временно свободных денежных средств граждан и хо­зяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая ка­тегория — это самостоятельный институт финансового права, совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общест­венные отношения, складывающиеся в процессе привлечения госу­дарством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, сроч­ности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления го­сударством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Государство использует государственный кредит для обеспече­ния постоянного процесса финансирования различных потребно­стей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и ис­полнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.

Важностью возникающих в процессе функционирования госу­дарственного кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование. Правовой основой государственного кре­дита в первую очередь является Конституция Российской Федера­ции, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске госу­дарственных займов, об изменении финансовых обязательств госу­дарства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, по­крываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Феде­рации». Пункт 4 ст. 75 Конституции РФ закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо консти­туционных норм правовую основу государственного кредита с 1 ян­варя 2000 г. образуют соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июля 1999г. № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка ССР в целевые дол­говые обязательства Российской Федерации»1, а также иные законы и подзаконные нормативные акты.

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключает­ся в том, что в названных отношениях государство выступает в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это именно оно в одностороннем порядке определяет условия проведения государ­ственных займов, предоставления гарантий и т.д., что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в на­званные правоотношения, обязаны выполнять все названные ус­ловия.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кре­дита. В качестве звена финансовой системы с помощью государст­венного кредита государство формирует и использует централизо­ванные денежные фонды государства.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести добровольный ха­рактер этих отношений; возвратный и платный характер; в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают ма­териальные ценности, при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности; привлекаемые в результате государственного креди­та средства имеют специфический целевой характер — они направ­ляются на погашение бюджетного дефицита (в то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального обра­зования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность); государственный кредит носит срочный характер, в Бюджетном кодексе оговорено, что го­сударственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.

Читайте также:  Заявление на досрочное погашение ипотеки в сбербанке

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция обеспечивает формирование центра­лизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности, возвратности. В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводи­тельном использовании мобилизованных в результате государствен­ных займов капиталов, например финансировании за их счет воен­ных или социальных расходов, единственным источником их пога­шения становятся налоги либо новые займы1.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что государство, вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете — на финансовую политику.

Специфика контрольной функции в государственном кредите проявляется в том, что с ее помощью контролируется целевое ис­пользование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Рассмотрим наиболее важные отношения, возникающие в банковской системе регулируемые финансовым правом.

Начнем с ЦБ РФ. Банк России участвует в следующих отношениях:

осуществляет денежную эмиссию (ст. 75 Конституции РФ). Следует отметить, что в данном случае он действует не от своего имени, а от имени Российской Федерации;

обслуживает счета бюджетов (п. 2 ст. 155 БК РФ). Банк России зачисляет на счета соответствующих бюджетов поступающие доходы, а также списывает средства на осуществление расходов бюджетов. Иными словами, он обеспечивает исполнение бюджетов по доходам и расходам;

обслуживает государственный долг (ст. 119 БК РФ). Центральный банк РФ выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам (п. 3 ст. 155 БК РФ), Он совершает операции, связанные с размещением, выплатой доходов и погашением долговых обязательств;

управляет средствами Стабилизационного фонда (ст. 964 БК РФ). Центральный банк РФ осуществляет управление инвестиционным портфелем, сформированным за счет средств Стабилизационного фонда, путем совершения по поручению Министерства финансов РФ сделок с иностранной валютой и долговыми обязательствами иностранных государств на международном финансовом рынке;

разрабатывает совместно с Правительством РФ основные направления денежно- кредитной политики (п. 1 ст. 155 БК РФ). Данный документ используется при составлении, рассмотрении и утверждении федерального бюджета на очередной финансовый год;

уплачивает налоги. Например, ЦБ РФ является плательщиком налога на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ). Здесь он выступает как обычная организация- налогоплательщик;

перечисляет часть прибыли в федеральный бюджет. Статья 26 Закона о Банке России предусматривает направление Центральным банком 50% его прибыли в федеральный бюджет. Однако в 2004 и 2005 гг. действие этой нормы приостанавливалось, и на Банк России возлагалась обязанность перечисления в федеральный бюджет 80% прибыли (ст. 23 Закона о федеральном бюджете на 2005 год).

Видимо, могут быть названы и другие отношения с участием ЦБ РФ, которые составляют предмет регулирования финансового права.

Немаловажную роль в финансово-правовых отношениях играют кредитные организации. Отметим наиболее распространенные финансово-правовые отношения с их участием:

связанные с уплатой, взысканием и перечислением доходов в бюджеты. По сути, здесь кредитные организации выступают в качестве участников расчетных правоотношений. Они обязаны исполнять платежные поручения плательщиков государственных и муниципальных доходов на их перечисление в соответствующие бюджеты. Кроме того, кредитные организации обязаны исполнять инкассовые поручения органов, уполномоченных осуществлять взыскание обязательных платежей. Приняв к исполнению платежные или инкассовые поручения, кредитные организации обязаны осуществить перечисление до нежных средств на счет соответствующего бюджета;

связанные с обслуживанием счетов бюджетов.

связанные с предоставлением средств бюджетов на возвратной основе (п. 1 ст. 156

БК РФ). Кредитные организации могут привлекаться для предоставления кредитов за счет средств федерального бюджета, а также обеспечения их возврата. Так, например, операции, связанные с кредитованием сельского хозяйства, осуществляет Российский сельскохозяйственный банк (ст. 67, 68, 93 Закона о федеральном бюджете на 2005 год);

обеспечивающие представление информации в соответствующие государственные органы. Например, согласно ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Кроме того, банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа;

связанные с организацией ведения кассовых операций организациями. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» банки устанавливают лимиты хранения наличных денег в кассах предприятий, порядок и сроки сдачи наличных денег в обслуживающий банк. Кроме того, банки уполномочены осуществлять проверки соблюдения порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в организациях;

обеспечивающие обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ. Данная обязанность установлена ст. 21 Закона о валютном регулировании и валютном контроле. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ РФ3. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» организацию продажи валютной выручки осуществляют уполномоченные банки.

Читайте также:  Спецтехника в рассрочку без первоначального взноса

Могут быть названы и иные финансовые правоотношения, участниками которых являются кредитные организации. Однако и из приведенного перечня видно, что их деятельность затрагивает самые различные сферы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции — защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы; развитие финансового рынка Российской Федерации; обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Банк России в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Банк России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства, а кредитные организации и некредитные финансовые организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда кредитные организации и некредитные финансовые организации принимают на себя такие обязательства.

В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума), которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального финансового совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Читайте также:  Кто платит за обслуживание зарплатной карты сбербанка

Функции Банка России

Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

— во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

— осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

— принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

— принимает решения о государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами;

— осуществляет регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрацию отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг;

— осуществляет контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах;

— осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;

— осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

— утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, план счетов для Банка России и порядок его применения;

— утверждает план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок его применения;

— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации;

— принимает участие в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

— организует составление платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж;

— для составления платежного баланса Российской Федерации, международной инвестиционной позиции Российской Федерации, статистики внешней торговли Российской Федерации услугами, внешнего долга Российской Федерации, международных резервов Российской Федерации, прямых инвестиций в Российскую Федерацию и прямых инвестиций из Российской Федерации за рубеж самостоятельно формирует и утверждает статистическую методологию, перечень респондентов, порядок и формы предоставления ими первичных статистических данных, включая формы федерального статистического наблюдения;

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

— осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

— является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

— осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

— осуществляет защиту прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

— организовывает оказание услуг по передаче электронных сообщений по финансовым операциям;

— осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Дата последнего обновления: 1 марта 2019 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector